Изъять быстро

Изъять быстро

Госдума планирует рассмотреть во втором чтении законопроект текст в разделе «Законопроекты»/, позволяющий изымать земли в «новой Москве». Дело в том, что 23 февраля истекли сроки подачи замечаний по проекту. Все поступившие замечания обработаны и учтены. Согласно законопроекту столица сможет в ускоренном порядке изымать земли у собственников для возведения на присоединенных территориях объектов федерального и регионального значения, необходимых для переезда в «новую Москву» чиновников, а также для строительства социальной инфраструктуры, магистралей и станций метро.
Закон разрабатывается, чтобы решить государственную задачу градостроительного развития новых территорий столицы: для строительства объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
Если говорить о конкретной процедуре, то рассматриваемый сейчас законопроект предусматривает следующие сроки. В течение семи дней с момента принятия решения об изъятии собственнику направляется уведомление, а по истечении двух месяцев с момента принятия решения об изъятии направляется проект соглашения. На рассмотрение и подписание соглашения у собственника есть один месяц, после чего, если собственник не подпишет соглашение, органы исполнительной власти вправе обратиться в суд. Таким образом, с момента принятия решения об изъятии до возможного обращения в суд проходит три месяца. В действующем законодательстве предусмотрен срок - не менее года.
При этом надо понимать, что решение об изъятии участка принимается не на пустом месте. О том, что участок потенциально попадает под изъятие, собственник может узнать задолго до принятия решения по конкретному участку. Сначала будут разработаны территориальные схемы новых территорий - эти документы сейчас в работе. Они будут вынесены на публичные слушания, жители смогут с ними ознакомиться и высказать свои пожелания.
Схема территориального планирования - это документ, определяющий стратегию сбалансированного социально-экономического развития территории, и уже на этой стадии ясно, где и какие могут появиться крупные инфраструктурные объекты, т.е. уже в этот момент собственник получит ориентировочную информацию о возможной судьбе его участка и имущества.
Учитывая столичный статус, нужен особый порядок изъятия на присоединенных территориях. У нас есть федеральная задача: привести всю новую территорию в соответствие с ее столичным статусом. Достаточно привести несколько цифр: на сегодняшний день утвержденными проектами планировок новых территорий (которые были утверждены еще до расширения границ столицы) запланировано строительство 15,6 млн. кв. м недвижимости, а существующий жилой фонд «новой Москвы» - 9,9 млн кв. м. И все эти 25,5 млн существующей и запланированной недвижимости не отвечают нормативной базе города Москвы по обеспеченности объектами социального назначения и инженерно-транспортной инфраструктурой. Такой дисбаланс необходимо срочно исправлять. Для того чтобы «новая Москва» могла нормально развиваться в опережающем порядке, необходимо расширить и привести в порядок существующую дорожную сеть, построить новые современные магистрали, зарезервировать площадки под будущие станции метрополитена, обновить систему канализации и водоснабжения.
Сейчас профессиональное сообщество склоняется к мнению, что целесообразно рассмотреть данный закон в пределах всей страны. В текущей редакции учтены недоработки и правоприменительная практика аналогичных законов в Сочи и на Дальнем Востоке. Уже сейчас, например, Московская область выступила с инициативой распространить предложенный порядок изъятия земель на часть территории области.
Конкретный перечень процедур, которыми будут заниматься столичные власти, сейчас назвать невозможно, так как документ находится в разработке. Рассматривается возможность передать Москве некоторые полномочия правительства РФ в части строительства объектов федерального значения. Например, по резервированию земель, изъятию и предоставлению земельных участков, распоряжению недвижимым имуществом и т.д. Смысл передачи полномочий городу - в сокращении сроков принятия административных решений, координации действий органов власти и исключении целого ряда существующих согласований между органами власти разных уровней.
Ряд депутатов в первом чтении заявляли, что законопроект должен быть реализован по «олимпийскому сценарию». Разница в том, что действие сочинского закона было ограничено по времени - до начала Олимпиады. В нашем случае процедура по времени не ограничивается. Есть и другие особенности. Согласно закону перечень объектов утверждается правительством РФ по представлению правительства Москвы. Разрабатываться он будет на основе территориальных схем и материалов проектов планировки территорий - эти документы сейчас в работе.
Конкретные проработки есть пока только по перечню земельных участков, которые необходимо изъять под строительство транспортной инфраструктуры для Сколково. Это тот случай, когда рассматриваемый закон особенно нужен, потому что уже сегодня есть отставание. Уже запланирован ввод жилья и других важных объектов, поставлена задача обеспечить необходимую инфраструктуру, а решить эту задачу невозможно, так как существующие в законодательстве процедуры не позволяют делать это быстро.
Законопроект разрабатывается под пристальным контролем президента, федерального и московского правительств, так что затягивать его никто не будет. Конкретный срок рассмотрения законопроекта во втором чтении определит Совет Думы согласно регламенту. Учитывая важность законопроекта, полагаю, что второе чтение состоится в самое ближайшее время.
Российская Бизнес-газета