Снесло крышу

Снесло крышу

Суды приговорили к сносу восемь с половиной тысяч домов и других незаконных построек
Судебные приставы выявили примечательную тенденцию: в стране выросло число судебных решений по сносу незаконных построек. По данным Федеральной службы судебных приставов России, только за полгода в работе было свыше 8500 адресов, где суды предписали ликвидировать самовольно возведенные строения.
Из бюджета даже потребовалось дополнительно выделить более 6 миллионов рублей для принудительного разрушения самостроя за счет казны.
Подобные дела редко проходят гладко и без нервов. Термин «Речник», пожалуй, стал для них нарицательным, к нему нечего ни добавить, ни убавить. Сегодня каждый день тень бульдозера висит над тысячами безвестных речников.
У каждой стороны здесь, как правило, своя правда. Судебным приставам же достается самая неблагодарная роль: выполнять принятое решение, то есть ломать и разрушать. Если дом объявлен вне закона, долго ему не выстоять.
Списки приговоренных домов поступают из судов чуть ли не в режиме нон-стоп. Например, по данным СМИ, только в Краснодаре на рассмотрении в судах находятся более 570 исков администрации о сносе самовольно возведенных построек.
По информации управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, в октябре должны быть исполнены судебные решения о сносе около 10 самовольно возведенных многоквартирных домов в Краснодаре. График принудительного сноса подготовлен по решению местных властей. Еще по 10 открытым исполнительным производствам действия временно приостановлены на период, пока застройщики пытаются обжаловать их в судебном порядке.
Например, пару недель назад в Краснодаре судебные приставы-исполнители снесли четырехэтажный дом, рассчитанный на 32 квартиры.
Как рассказали соседи, новый дом вырос неожиданно для них на месте ветхой одноэтажной постройки. Именно жильцы окружающих домов и забили тревогу: новострой загораживал им свет. Хозяин же, судя по всему, не стал тратить время на какие-то юридические процедуры, чтобы узаконить постройку. В итоге его труд пошел прахом. А с владельца взыщут расходы по сносу.
Кстати, слом нового дома не обошелся без приключений: застройщики попытались на джипах перегородить дорогу экскаватору и вытащить рабочего из кабины. В дело пришлось вмешаться полиции и спецназу судебных приставов.
А вот в Волгограде примерно в то же время приставы снесли металлический гараж во дворе жилого дома. Власти города решили освободить землю под строительство детского сада. Как сообщила пресса, владельцев гаражей обязали к сносу, взамен предоставив другие места для приюта машин. Но один из хозяев попытался упорствовать, пока бульдозеры судебных приставов его не переубедили. Так что разрушительные процессы практически не останавливаются.
Как сообщает служба судебных приставов, территориальные подразделения ведомства стали работать гораздо эффективней по таким делам. Иными словами - все больше решений по сносу заканчиваются фактическим разрушением. Даже несмотря на активное сопротивление.
Кстати, сопротивляться приставам юристы не советуют. Надо использовать правовые рычаги защиты. Но если все инстанции пройдены, надо принять как факт, что крышу вот-вот снесет. Иначе можно нарваться на разные санкции.
Например, по подобным делам за полгода приставами оштрафовано в административном порядке 3653 «сносных» должников. Сумма штрафов составила свыше 400 миллионов рублей. Почти полторы тысячи должников, обязанных что-то снести и не выполнивших судебное решение, были ограничены в выезде за рубеж, так как не хотели решить дело миром. Использовать подобные меры приходится для того, чтобы заставить человека самого сровнять незаконный дом с землей. Ждать, пока за слом возьмутся судебные приставы, себе дороже. У них нет на вооружении бульдозеров, техники и рабочих они нанимают. Работу оплатят из бюджета, но счет могут выставить должнику.
Впрочем, нередко должники понимают с первого раза. Например, в Баргузинском районе Бурятии суд обязал некую индивидуальную предпринимательницу освободить от незаконного ограждения пляж в селе Максимиха на берегу Баргузинского залива. Предпринимательница планировала устраивать на пляже платные развлечения. Однако просто прийти и позагорать становилось людям затруднительно. Поэтому прокуратура обратилась в суд и добилась снятия заграждений. По требованию судебного пристава после сноса ограждения были зарыты все ямы из-под столбов и вывезены с территории участка строительные материалы. Когда же возникают проблемы с должником, закон разрешает снести дом и взыскателям. За полгода в адрес взыскателей направлено 1113 обращений, в результате взыскатели самостоятельно исполнили требования по 86 исполнительным документам.
точка зрения
Когда на твоих глазах разрушают новенький пятиэтажный дом, очень трудно с этим согласиться. Потому что все это эмоции. А на языке профессионалов дом без инженерных коммуникаций - без воды, света, отопления - всего лишь фикция, которую используют мошенники, чтобы обмануть доверчивых граждан и всучить им якобы дешевые квартиры. На самом деле покупатели такого жилья получают дом, в котором жить невозможно. Есть еще второй законный вопрос. А как же никто из здешней власти не видел, что растет фундамент, потом первый, второй этажи? И почему надо местным начальникам обязательно ждать, пока въедут первые жильцы, у дома появятся протестующие соседи и начнется скандал? И только после общественного давления , после судебного решения приезжает бульдозер, который начает сносить дом. Вот и возникает небезосновательное подозрение: а так ли уже бескорыстны были чиновники, когда не замечали многоквартирный самострой на шести сотках?
РГ