Соседские права - в ГК

Соседские права - в ГК

В Госдуме готовится закон, который может изменить всю дачную жизнь
По статистике, каждый обладатель заветных дачных соток в ссоре как минимум с одним из трех соседей.
Если Госдума закон примет, он подкинет аргументов на целый кулачный бой.
Ни капли воды, ни сантиметра грядки, возможно, уже в ближайшем будущем вы не сможете тронуть без разрешения соседа.
Соседей Людмилу Горбачеву и Виталия Гребенникова разделяет двухметровый сплошной забор. Его Горбачевы построили несколько лет назад. Из-за постоянных ссор с Виталием Петровичем. Думали, хоть забор оградит от назойливого соседа.
«Он ставил лестницу, забирался на свой сарай и смотрел. Кричал: вы не туда сажаете, ты зачем это надела, ты это сними, зачем ты это сюда посадила, зачем ты сюда пошла…» - рассказывает Людмила Горбачева.
По версии Горбачевых, этот забор они установили с согласия соседа. Но только устного. Сейчас Виталий Петрович все отрицает. И требует его снести.
«Забор должен глаз радовать, а не металлический щит. Берлинскую стену поставили», - говорит Виталий Гребенников.
Этот дачный конфликт уже рассматривал суд. И даже вынес постановление. Забор снести. Главный аргумент: он не соответствует нормам.
Согласно закону, забор между соседями не может быть глухим. Разрешена только сетка-рабица или решетка. Высотой до полутора метров. Жилой дом должен стоять не менее чем в трех метрах от общего забора. Сарай и кусты в метре. Но дальше всех, на расстоянии четырех метров, следует сажать деревья. Чтобы потом не разногласий из-за того, что помидоры в тени соседской яблони так и остались зелеными.
Но этим нормам, по мнению экспертов, в садовых товариществах мало кто следует. Дачный мир, уверен самый известный садовод страны Андрей Туманов, живет по своим правилам.
«Это полнейшая анархия. То есть внутри садоводческого товарищества не действует ни один закон, не действует ни Гражданский кодекс, ни 66-й закон, ни закон «О дачной амнистии». Даже, не побоюсь этого слова, Конституция не действует. То есть там живут люди по понятиям, кто сильнее, у кого голос громче, тот и прав», - говорит Председатель Московского союза садоводов Андрей Туманов.
У дачников Александра Черкова и Людмилы Гузняковой голос и правда громкий. Но в этом споре двух садоводов по поводу того, где хранить навоз, взаимными обвинениями дело не ограничилось. И в ход пошли кулаки!
Если не прекратить дачные войны, то хотя бы объявить перемирие призваны поправки в Гражданский кодекс. В России хотят ввести так называемое «соседское право». Если его примут, с мнением соседа придется считаться. И согласовывать практически все. Причем не только место строительства и размер дома. Но и даже установку мангала, и рытье колодца. Помимо этого соседское право позволит рубить корни деревьев или обрезать кусты, если все это мешает соседу.
«Соседское право» в первом чтении уже утвердили в Государственной думе. Но, по мнению экспертов, проблему этот новый закон не решит.
Юрист Светлана Жмурко не первый год занимается дачными спорами. И ничего кроме увеличения количества судебных дел, многие из которых могут быть абсурдными, она от таких нововведений не ждет.
«Смысл этих норм заключается в ограничении прав владельца земельного участка для соблюдения прав своего соседа. То есть прежде, чем что-то совершить на своем земельном участке, не говоря уже о строительстве, что-то посадить, речь идет даже о грядках, даже о саженцах. Захотел что-то посадить, подумай, а не повредит ли это участку соседнему. Например, одуванчики, вовремя не прополол одуванчики, они перелетели на соседний участок, навредили, пожалуйста, отвечай», - поясняет юрист Светлана Жмурко.
Такая «ответственность», уверены эксперты, только усложнит и так не простую дачную жизнь, в которой бытовые ссоры из-за кустов, заборов и сараев приводят и к дракам, и к поджогам. И даже к убийствам.
«Я хотел его попугать. Пугнуть, чтобы отошел, чтоб не плевался. Потом, думаю, разберусь с ним, в чем дело! Вот и все!» - говорит Иннокентий Щербин.
Вот уже несколько недель 83-летний ветеран тыла Иннокентий Щербин не выходит из дома. Он находится под следствием. Как главный подозреваемый в деле об убийстве своего соседа по даче. Андрея Мельникова.
«Я выбежала, по дорожке побежала к нашему горожу. Вижу, там лежит мой муж. А Щербин, опираясь на две трости, подошел к нему и одной из них наотмашь бил его по спине», - рассказывает Ольга Мельникова.
По версии следствия, своего соседа Иннокентий Щербин застрелил во время очередной ссоры из-за садового гаража, который был построен шестьдесят лет назад.
Свой гараж Иннокентий Иванович построил на спорной территории. Правда, с устного согласия соседей. И десятилетия строение никому не мешало. Но несколько лет назад на соседском участке сменились владельцы. И очень быстро гараж стал причиной постоянных ссор. Которые закончились трагедией.
В дачных войнах люди готовы на что угодно, но только не договариваться.
Так считает Георгий Воробьев, который уже почти сорок лет руководит одним из подмосковных садовых товариществ.
«Все драки из-за женщин. А все войны из-за межи», - убеждён председатель садового товарищества Георгий Воробьев.
Но окончательно отмежеваться от скандальных соседей, говорит Георгий Трофимович, новый закон вряд ли поможет. А вот судам «соседское право» работы точно прибавит, пока сами дачники предпочитают судиться, а не мириться. Ведь найти причину для ссор можно практически на каждом участке.
Смотрите оригинал материала на сайте 1 канала