Наличники: резной узор оконцев русских
Наличники: резной узор оконцев русских
Стоит отъехать буквально на несколько километров от крупного города, подальше от типовых многоэтажек с пластиковыми окнами и железными дверями, как взору открывается таинственный и манящий мир деревянных домиков с замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии ни был тот или иной дом, а видишь, что за оконными наличниками хозяин следит в первую очередь.
А ведь это не просто так! Вслушайтесь: "на-личник", то есть "находящийся на лице". Фасад дома – это его лицо, обращённое к внешнему миру, а лицо должно быть умытым и красивым, ибо оно словно визитная карточка, отличающая тебя от всех остальных.
Может показаться, что деревянное ажурное кружево вокруг окон – просто украшение, чтобы нравиться прохожим. Однако раньше ничего не делалось просто так. Конечно, эстетическая функция наличников бесспорна. Но важнее была защитная – наличники служили защитой от сквозняков и шума, поскольку ими прикрывали щели между оконной коробкой и стеной. А резные символы оберегали дом от вторжения злых духов и привлекали к жильцам энергии добра.
Период популярности резных наличников в России падает на вторую половину позапрошлого века. Но появились они, безусловно, раньше – в середине XVII столетия. Искусство наличников пришло к нам из Италии, после того, как на пустоши Духанино (Дмитровский уезд) открылся первый отечественный стекольный завод. Правда, итальянцы подобие наличников – колонки, портики, подоконники – делали из камня, в России же строить из этого материала могли единицы, соответственно, камень заменяли деревом.
К другим ключевым моментам, связанным с появлением наличников, относят удорожание тёсаных досок и развитие инструментов для деревообработки.
Постепенно резные наличники распространились по всей стране – от Польши до Владивостока. "Но, поскольку русский человек не может оставить просто наличник, у нас они превратились в такую вот резную красоту", – говорит фотограф из подмосковной Лобни Иван Хафизов, создатель уникального Виртуального музея наличников.
Интересно, что название "наличник" в разных областях звучит по-разному. Скажем, в Липецкой области – это "обналичник", на границе с Белоруссией ходит слово "лиштва", и слово "наличник" там даже не знают. На Урале – "белендряс", "обоконка".
Также искусство наличника не имеет чётких канонов, кроме одного – осевой симметрии (когда правая сторона зеркально повторяет левую). Все остальные правила локальны.
Впрочем, отличить наличники по региональной принадлежности легко по ставням. В Центральном регионе – в Московской, Тверской, Владимирской, Ярославской губерниях – их практически не использовали. А вот в Нижнем Поволжье и Южной Сибири солнца гораздо больше, поэтому здесь на окна и монтировали ставни, чтобы днём в комнатах было не очень жарко.
Для украшения деревянных элементов использовали два вида резьбы. Наиболее распространённая – пропильная, когда доску насквозь пропиливают пилой или лобзиком.
В Подмосковье есть три района, где подобная резьба очень развита. На востоке – это Гуслицы (бывший Богородский уезд; ныне частично Орехово-Зуевский, частично Егорьевский районы), на севере – Талдом и Кимры, и на юге – окрестности Коломны.
Богатейшей коллекцией таких наличников может похвастаться деревня Хорлово (Воскресенский район Московской области; здесь часто встречаются образцы с тремя арками в навершии, которое также иногда называют «очелье» или «кокошник»), а также село Пружинино под Ярославлем.
Наличники XIX века в удивительной полноте сохранились на Брянщине – они не погибли даже во время войны, хотя этот регион и был оккупирован. Даже у немцев не поднялась рука на подобную красоту!
А в Забайкалье есть город Нерчинск (когда-то он был очень богатым), и там получила распространение тончайшая резьба, про которую почему-то никто не пишет.
Реже попадается глухая резьба – она была распространена на Нижегородчине и в Сибири (Томская и Тюменская области). В этом случае узор, внешне напоминающий лепнину, буквально "выгрызался" на доске при помощи стамески. "В Нижегородской губернии, – поясняет Иван Хафизов, – были очень сильны традиции корабельной резьбы. Начиная с середины XIX века, с развитием пароходства, мастера практически остались без работы. Именно с этого момента мы наблюдаем взрывной всплеск глухой резьбы".
Что касаемо стилей, то в наличниках представлены и барокко вместе с рококо (встречаются в Омске и в маленьком городе Балашове Саратовской области), и ампир (Иркутск, Тюмень), и модерн. Настоящее "царство" последнего – север Московской области и Ярославщина.
Выше уже говорилось, что резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим и практическим элементом, но и оберегом от проникновения в жилище нечистой силы – "тьмы и навьёв". Поэтому главными темами резьбы были изображения природных сил.
Оформление окна дома – своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а "верхнее" – «небесной твердью». Хляби – символ плодородия и живительной влаги – изображаются как волнистая линия или отчётливые полукружья и могут «стекать» по краям окна в виде капелек.
Нижняя часть деревянного наличника – подол – должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы).
Боковые части наличника называли «полотенцами».
Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль играет их местоположение.
Так, самым, пожалуй, частым является размещение на всех частях наличника солярных символов. Как правило, для изображения солнца использовали ромб. Он мог помещаться в любой части наличника, а иногда сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и суточный цикл.
Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый глаз с неба (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Подобные изображения отражают представления древних славян о мироустройстве, центром которого является Солнце, олицетворяющее высшую силу, энергию, мощь и дарующее жизнь.
Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие Солнце. Выглядит громовой знак как шести- или восьмиугольная звезда, вписанная в круг. Славяне называли такой символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак – символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда он обозначал смену дня и ночи.
Встречаются на наличниках и реалистичные фигурки птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был носителем солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате – в нижней части.
В далёком Красноярске практически на всех ставнях встречаются буква "Т" и перевёрнутая неравносторонняя "Ш". Если исторически, то вот эта последняя – фамильный знак тарак-тамга древнего казахского рода Жалайыр. Но каким образом знак сей попал на берега Енисея, остаётся загадкой. Ни в Красноярском краеведческом музее, ни в городской библиотеке ответа не знают...
После 1917 года к привычным узорам добавилась советская символика – звёзды (они наряду с абстрактным "цветочком" заменили изображение солнца), серпы и молоты, а также характерный для той эпохи символ мира – голубь. Поэтому если вам встретится наличник с голубями, то перед вами, скорее всего, дом советской постройки.
Проследить смену традиций оформления наличников с конца позапрошлого века и до наших дней можно по домам в небольшом городе Весьегонске (самый северный в Тверской области).
Нельзя не упомянуть и о местных особенностях окраски наличников.
Так, в Подмосковье они были традиционно белыми. В Костромской области их красили в два-три цвета, а в Мышкине (Ярославская область) попадаются наличники, окрашенные даже в пять цветов.
В городе Энгельсе (бывшей Покровской слободе) на Саратовщине почти все окошки со ставнями – и не резные, а цветные. Обычно сочетаются зелёный с синим, оранжевый с фиолетовым, но в основном белый с синим, видимо, сказывается близость воды.
В Чувашии также преобладает бело-синяя покраска, по бокам — прорези.
В Татарстане наличники яркие, с национальным уклоном, но в столице республики, Казани, всё по-другому: сдержанные цвета, тонкая резьба, ненасыщенные узоры.
Тенденция, которая началась с 50-х годов XX века и даже ранее, — миграция наличников. Когда умирает деревня, люди, проезжая мимо, видят красивые наличники на разрушенных домах и забирают их себе. В Ярославской области есть город Тутаев, в котором целая улица наличников перекочевала из легендарной Мологи (она была затоплена при строительстве Рыбинского водохранилища, и несколько десятков домов «переехали»). И вот города того нет, а моложские наличники сохранились в Тутаеве. Это очень интересно!
Добавим в заключение, что современные наличники резчики по всей стране, не сговариваясь, стали делать не крашеными, а покрытыми пропитками и лаком, оставляя фактуру дерева.
https://www.sotki.ru