Про правопреемство и земельный участок

Вид документа: 
Судебное решение

 
97_1175267Арбитражный суд Московской области 107996, ГСП 6, г. Москва, проспект Академика Сахарова, д.18http://asmo.arbitr.ru/ Именем Российской ФедерацииР Е Ш Е Н И Е
г.Москва11 мая 2012 года Дело №А41-47035/11Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2012 годаПолный текст решения изготовлен 11 мая 2012 годаАрбитражный суд Московской области в составе судьи Е.А. Неяскиной при ведении протокола судебного заседания секретарем Гайсиной М.Р.,рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ТИЗ «Ново-Васильевское» кАдминистрации Волоколамского муниципального района,третьи лица: Ильин Л.К., Черепанов Т.Я., Клѐнова Н.С, Сусов А.Н., Лавренов В.Ф., ЖуковаА.Н., Крылова Л.И., Грицай Н.Ф., Титова Е.Л., Курмаева В.А., Смирнова И.К., Олейничук И.М., Олейничук А.В., Бирюкова Т.Д., Рязанова Л.А., Разыгрина Н.Б., Разыгрина Г.В., Лысенко И.В., Зонтова В.Г., Краснова Б.В., Судьин К.В., Васильева B.C., Савельева Е.А., Ерошенко В.И., Боброва Л.Н., Петрова Е.А., Азаренок Н.М., Савинкова В.А., Андронова З.А., Сигачева С.Ф., Кузина Г.А., Васильевская М.В., Надеждин Д.В., Булатенко Г.П., Воронцов Р.Г., Семенов В.И., о признании незаконным бездействия и обязании совершить определенные действияпри участии в заседании: по протоколу установил:Садоводческое некоммерческое товарищество индивидуальных застройщиков «Ново-Васильевское» (далее ТИЗ «Ново-Васильевское») (ОГРН 1035001207867) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Волоколамского муниципального района (далее Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации по вопросу о бесплатной передаче в его собственность земельного участка общей площадью 3,6 га (внутренние дороги, переулки, пожарные пруды, детская площадка, место под трансформатор, место под площадку для сбора мусора), относящийся к имуществу общего пользования товарищества, расположенный по адресу: Московская область, Волоколамский район, Чисменское с/п, севернее д. Васильевское и обязании Администрацию бесплатно передать в собственность ТИЗ «Ново-Васильевское» данного земельного участка.Определением Арбитражного суда Московской области от 06.02.2012 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Ильин Л.К., Черепанов Т.Я., Клѐнова Н.С., Сусов А.Н., Лавренов В.Ф., Жукова А.Н., Крылова Л.И., Грицай Н.Ф., Титова Е.Л., Курмаева В.А., Смирнова И.К., Олейничук И.М., Олейничук А.В., Бирюкова Т.Д., Рязанова Л.А., РазыгринаН.Б., Разыгрина Г.В., Лысенко И.В., Зонтова В.Г., Краснова Б.В., Судьин К.В., Васильева В.С., Савельева Е.А., Ерошенко В.И., Боброва Л.Н., Петрова Е.А., Азаренок Н.М., СавинковаВ.А., Андронова З.А., Сигачева С.Ф., Кузина Г.А., Васильевская М.В., а определением от 20.03.2012 г. – Надеждин Д.В., Булатенко Г.П., Воронцов Р.Г., Семенов В.И.2 97_1175267Клѐнова Н.С, Сусов А.Н., Лавренов В.Ф., Грицай Н.Ф., Курмаева В.А., Смирнова И.К., Олейничук И.М., Олейничук А.В., Бирюкова Т.Д., Рязанова Л.А. Разыгрина Г.В., Лысенко И.В.,Зонтова В.Г., Краснова Б.В., Судьин К.В., Васильева B.C., Савельева Е.А., Ерошенко В.И., Боброва Л.Н., Петрова Е.А., Азаренок Н.М., Андронова З.А., Кузина Г.А., Васильевская М.В., Булатенко Г.П., Воронцов Р.Г., Семенов В.И. в заседание суда не явились, о времени и месте его проведения надлежащим образом извещены.Дело рассмотрено в порядке статьи 123 и части 5 статьи 156 АПК РФ, в отсутствие указанных третьих лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения спора надлежащим образом.Представители заявителя настаивали на доводах и требованиях своего заявления. Представитель Администрации просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (т. 3, л.д. 31-35).Третьи лица возражали против заявленных требований. Доводы возражений указаны в их заявлениях о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц и отзыве (т. 3, л.д. 45-49).Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд установил следующее.12.12.2006 г. ТИЗ «Ново-Васильевское» обратилось к Администрации с заявлением о бесплатном предоставлении ему в частную собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования (дороги, переулки, пожарные пруды, детская площадка, место под трансформатор, коллективный сад) общей площадью 3,6 га, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, Чисменское с/п, севернее д. Васильевское (т. 1, л.д. 36).Администрация своим письмом от 19.01.2007 г. № 75 отказала в предоставлении испрашиваемого товариществом земельного участка, указав, что на основании заявлений граждан постановлениями главы Администрации Ждановского сельского совета в границах генерального плана д. Васильевское были выделены земельные участки площадью по 1500 кв.м для строительства индивидуальных жилых домов и выданы свидетельства о праве собственности на землю. При этом, в соответствии со ст. 78 ЗК РФ для ведения сельскохозяйственного производства и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, в том числе для ведения садоводства и огородничества гражданами используются земли сельскохозяйственного назначения, а согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к жилым зонам. Таким образом, отсутствуют основания считать испрашиваемые товариществом земельные участки, относящимися к имуществу общего пользования ТИЗ «Ново-Васильевское». Кроме того, в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (т. 1, л.д. 37). 29.09.2011 г. ТИЗ «Ново-Васильевское» на основании ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее Федеральный закон от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ) повторно обратилось к Администрации с заявлением об оформлении в его собственность вышеназванного земельного участка, относящегося к землям общего пользования, на котором находится имущество общего пользования товарищества (дороги, переулки, электрохозяйство: трансформатор и опорные столбы с электропроводами для обеспечения электричеством 84-х участков собственников, расположенных на территории товарищества, колодцы для питьевой воды, пожарные пруды, площадка для сбора мусора) (т. 1, л.д. 38).3 97_1175267Письмом от 18.10.2011 г. Администрация со ссылкой на свой первоначальный отказ, оформленный письмом от 19.01.2007 г. № 75, повторно отказала ТИЗ «Ново-Васильевское» в предоставлении земельного участка (т. 1, л.д. 39).Заявитель считает, что отказ Администрации нарушает его права и законные интересы, поскольку ТИЗ «Ново-Васильевское» было организовано на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленных в 1992 г. в соответствии с ведомственной принадлежностью по договору с совхозом «Панфиловский», ВНИИМП-ВИТА и Администрацией от 24.12.1992 г., постановлениями Главы Администрации Волоколамского района от 24.12.1992 г. № 757 и от 22.02.1993 г. № 161. Общая площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, выделенных АО «ВНИИМП-ВИТА» составила 162000 кв. м, из них: 84 участка для распределения среди работников предприятия по 1500 кв.м каждый (всего 126000 кв.м) из земель общего пользования (дороги, переулки, место для трансформатора, общественные колодцы, пруды, детская площадка и пр. для обеспечения инфраструктуры) – 36000 кв.м. Ведомством –ВНИИ медицинского приборостроения (А/О «ВНИИМП-ВИТА» был подписан договор от 24.12.1992 г. «О сотрудничестве и взаимопомощи между Администрацией Ждановского сельсовета, АО «Панфиловский» и А/О «ВНИИМП-ВИТА». Сельхозземля совхозов «Панфиловский» и «Судниковский», образованная в д. Ново-Васильевское по постановлению от 24.12.1992 г. № 757 «Об утверждении договора и генплана застройки и благоустройства д. Ново-Васильевское и закреплении ее под обустройство АО «ВНИИМП-ВИТА»», была закреплена под обустройство АО «ВНИИМП-ВИТА». С 1993 г. АО «ВНИИМП-ВИТА», выполнив свои организационные функции по распределению и оформлению личных участков в собственность, передало все полномочия, в том числе и по управлению землей в выделенном размере ТИЗ «Ново-Васильевское», о чем между обществом и товариществом составлен акт от 04.02.1993 г. «О передаче документации, прав и обязанностей садоводческому товариществу ТИЗ «Ново-Васильевское». Все работы по обустройству выделенного земельного участка, развития инфраструктуры (подъездная дорога и внутренние проезды, общественные колодцы, электротехническое хозяйство с трансформаторной подстанцией, контейнерная площадка в целях утилизации твердых бытовых отходов и т.п.) были осуществлены за счет ВНИИМП и за счет средств владельцев участков – членов ТИЗ «Ново-Васильевское». В настоящий момент члены товарищества несут бремя содержания земель общего пользования, в которые входят внутренние дороги по территории ТИЗ «Ново-Васильевское», трансформатор и линии электропередач, два пруда, которые обслуживаются на членские взносы, оплата земельного налога производится из расчета земель общего пользования площадью 3,6 кв.м. Таким образом , исходя из процедуры владения и пользования данных земель общего пользования ТИЗ «Ново-Васильевское» споров по их фактическому использованию не существует.Администрация в письменных возражениях на заявленные требования просила отказать в их удовлетворении, поддержав доводы своих отказов. При этом указала, что у ТИЗ «Ново-Васильевское» отсутствует правоустанавливающий документ, свидетельствующий о выделении данному товариществу спорного земельного участка. Кроме того, земельные участки, передаваемые в ведение Ждановского и Судниковского сельского совета на момент их передачи относились к землям населенных пунктов. Земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах состоят, в том числе, из земель используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги и набережные). Данные земли не подлежат передаче в частную собственность и служат удовлетворению потребностей всех проживающих в этом населенном пункте. Спорный земельный участок представляет собой проезд и проход к земельным участкам жителей деревни Васильевское, в связи с чем в соответствии с п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, 4 97_1175267скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Вместе с тем, границы испрашиваемого товариществом земельного участка общего пользования определены ориентировочно, заявителем был предоставлен план земельного участка без установления границ и поворотных точек, межевание проведено не было. Таким образом, сведения, позволяющие идентифицировать спорный земельный участок отсутствуют, в связи с чем данный земельный участок не может являться объектом гражданских правоотношений.Третьи лица в своем отзыве считают заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда было установлено, что ТИЗ «Ново-Васильевское» никогда и никем не предоставлялся никакой земельный участок ни на каком праве. При этом, ТИЗ «Ново-Васильевское» не является объединением, созданным в силу Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ, в связи с чем положения данного закона на него не распространяются. Кроме того, в настоящем деле имеется спор о праве, так как на спорной территории находятся земельные участки, принадлежащие гражданам, право собственности, на которые оформлено в установленном законом порядке. С момента приватизации земли прошло уже 20 лет, статус земельных участков за это время не изменялся и зафиксирован в десятках свидетельств о праве собственности. К настоящему времени сменилось около 60 % собственников и новые владельцы являются добросовестными приобретателями участков в населенном пункте, а не ТИЗ «Ново-Васильевское». В 2011 г. осуществлена переоценка кадастровой стоимости земель как земель населенных пунктов, участкам присвоен новый вид разрешенного использования в соответствии с приказом Росреестра от 01.09.2010 г. № П/484 – для индивидуальной жилой застройки (142001010000). В пределах этого кадастрового квартала участки с видом разрешенного использования «для ведения садоводства» отсутствуют. Передача земель населенного пункта в собственность юридического лица, как того требует заявитель, прямо запрещена п. 12 ст. 85 ЗК РФ. Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, заслушав позиции сторон, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.Статьей 2 АПК РФ предусмотрено, что основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере. Это предполагает возможность заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными 5 97_1175267ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.Исходя из положений указанной статьи и учитывая разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данные в Постановлении № 6/8 от 01.07.1996 г., основанием для принятия решения суда о признании незаконными действий органа местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является одновременное несоответствие этих действий закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемыми действиями прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.Так, заявитель, считая, что бездействие Администрации по вопросу о бесплатной передаче в его собственность земельного участка общей площадью 3,6 га (внутренние дороги, переулки, пожарные пруды, детская площадка, место под трансформатор, место под площадку для сбора мусора), относящийся к имуществу общего пользования товарищества, расположенный по адресу: Московская область, Волоколамский район, Чисменское с/п, севернее д. Васильевское незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. Однако, судом установлено и из материалов дела усматривается, что Администрацией письмами от 19.01.2007 г. № 75 и от 18.10.2011 г. были даны мотивированные отказы на заявления ТИЗ «Ново-Васильевское» о предоставлении в его собственность указанного земельного участка, которые своевременно получены товариществом, что последним не оспаривается (ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ) (т. 1, л.д. 37, 39).Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны Администрации.Таким образом, о нарушении своих прав по не предоставлению в собственность товарищества спорного земельного участка заявитель знал с 2007 г., однако , в суд обратился 07.12.2011 г. о чем свидетельствует штамп канцелярии суда (т. 1, л.д. 5), т.е. с пропуском установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обжалование, в соответствии с которой заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.Пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в иске.Арбитражный суд, установив пропуск срока на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным, отказывает в удовлетворении заявленных требований по данному основанию, не рассматривая вопроса о соответствии ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту.Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 г. № 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органовнезаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.6 97_1175267Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.Нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не содержат перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, поэтому право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит арбитражному суду.Заявитель – ТИЗ «Ново-Васильевское» с ходатайством о восстановлении пропущенного срока в суд не обращался (ст. 117 АПК РФ).Уважительных причин, по которым процессуальный срок был пропущен, судом не установлено.В силу Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 г. № 9316/05 отсутствие причин к восстановлению срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих требований заявитель указывает, что СНТ «Ново-Васильевское» было образовано в 2003 году путем преобразования ТИЗ «Ново-Васильевское» и является его правопреемником. В свою очередь ТИЗ «Ново-Васильевское» было образовано как садоводческое товарищество ВНИИМП в 1993 году. На основании договоров от 03.10.1991г. и 24.12.1992 г., заключенных с Администрацией Волоколамского района и ВНИИ медицинского приборостроения, для организации садоводческого товарищества ВНИИМП (получившего название ТИЗ «Ново-Васильевское) был выделен земельный участок вблизи д. Васильевское, Суднековского сельского совета. Постановлением Главы Администрации Волоколамского района Московской области № 161 от 22.02.1993 г данный участок былвыделен путем изъятия сельхозугодий у АО «Панфиловский» и АО «Судниковский». Постановлением Главы Администрации Волоколамского района № 757 от 24.12.1992 г. данные земли сельхозназначения были переданы в ведение Ждановского сельского совета. В настоящее время земли находятся в ведении Чисменского сельского округа. В соответствии с решением собрания членов товарищества № 1 от 26.12.2002 г. ТИЗ «Ново-Васильевское» было преобразовано в СНТ «Ново-Васильевское», которое было зарегистрировано 05.12.2003 г. Однако, доказательств реорганизации в установленном законом порядке ТИЗ «Ново-Васильевское» в СНТ «Ново-Васильевское» заявителем не представлено (ст. 65 АПК РФ),Кроме того, у ТИЗ «Ново-Васильевское» отсутствует правоустанавливающий документ, свидетельствующий о выделении данному товариществу спорного земельного участка, доказательств передачи земельного участка от ТИЗ «Ново-Васильевское» к СНТ «Ново-Васильевское» также не имеется. Документы, на которые ссылается заявитель не являются правоустанавливающими. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.7 97_1175267Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения бесплатно.При этом, пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением;- выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения;- учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).Данный абзац введен Федеральным законом от 01.07.2011 г. № 169-ФЗ, однако для предоставления в собственность земельного участка в настоящее время органу местного самоуправления необходимо учитывать указанный пункт.Согласно п. 6 ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.Арбитражным судом установлено, что на основании постановлений Главы Администрации Волоколамского района от 24.12.1992 г. № 757 и от 22.02.1993 г. № 161 спорная территория была передана в ведение Ждановского сельского совета под жилищное 8 97_1175267строительство работниками АОЗТ «ВНИИМП-ВИТА», а постановлением от 22.02.1993 г. № 161 «О дополнительном выделении земель в ведение местным Советам» в ведение Ждановского сельского совета передавались земли общей площадью 13 га сельхозугодий, в том числе пастбищ 13 га и в ведение Судниковского сельского совета 3,2 га сельхозугодий, в том числе пашни 3,2 га.В силу ст. 70 ЗК РСФСР, действующей на момент распределения указанных земель, все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.В состав земель городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов входят, в том числе, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья (ст. 71 ЗК РСФСР), а согласно ст. 77 ЗК РСФСР к землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках, сельских населенных пунктах относятся пашня, сады, виноградники, огороды, сенокосы, пастбища.Таким образом, земельные участки, передаваемые в ведение Ждановского и Судниковского сельского совета, на момент их передачи относились к землям населенныхпунктов.Более того, на спорной территории находятся жилые дома и идентифицированные земельные участки физических лиц, не членов ТИЗ , право собственности которых подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, в которых указано, что данные земельные участки относятся к категории земель земли населенных пунктов , для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства .Согласно пояснений третьих лиц аналогичные правоустанавливающие документы суказанием объекта прав имеются и у членов ТИЗ . Иного суду со стороны заявителя не представлено. Заявителем не представлено ни одного документа , подтверждающего, что хотя бы один из 35 членов ТИЗ имеет земельный участок или строение , которое зарегистрировано как объект , относящийся к СНТ. Пунктом 12 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.Данные земельные участки не подлежат передаче в частную собственность и служат удовлетворению потребностей всех проживающих в населенном пункте.Территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок пользования территорий общего пользования определяется органами местного самоуправления.Согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.Испрашиваемый заявителем земельный участок представляет собой в том числе, проезд и проход к земельным участкам жителей деревни Васильевское, в связи с чем, не может быть предоставлен ему в частную собственность.Более того, заявитель настаивает на наличии у него права собственности на земельный участок площадью 3,6 га. Вместе с тем, из материалов дела следует, что границы этого земельного участка определены ориентировочно, без установления границ и поворотных точек (Правила установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 г. № 688).Межевание данного земельного участка не проводилось, границы не установлены, в связи с чем, сведения , позволяющие идентифицировать земельный участок отсутствуют.9 97_1175267Следовательно, в настоящее время такого объекта гражданских прав как земельный участок площадью 3,6 га не существует. Указанное обстоятельство также не позволяет признать за товариществом наличие права на отсутствующую вещь (ст. ст. 128 и 129 ГК РФ).Проект нахождения самого СНТ «Ново-Васильевское» по адресу: Московская область, Волоколамский район, Чисменское с/п, севернее д. Васильевское отсутствует, имеется только проект расположения деревни Васильевское, т.о. границы месторасположения товарищества не определены в установленном Федеральным законом от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ порядке.При таких обстоятельствах, арбитражным судом установлено, что земельный участок СНТ «Ново-Васильевское» для ведения садоводства из земель сельхозназначения не выделялся. Территория деревни Ново-Васильевское, где зарегистрировано местонахождение товарищества отнесено к землям поселений и решения об изменении целевого назначения земель этой территории не принималось. В настоящее время учетные данные по земле указывают на то, что, испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям населенных пунктов, а не к землям сельхозназначения, о чем также свидетельствуютсоответствующие записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имуществоо зарегистрированных правах граждан имеющих земельные участки на данной территории. Таким образом, в отношении заявленного ТИЗ «Ново-Васильевское» земельного участка имеется спор о праве.Право собственности физических лиц на земельные участки, находящиеся на спорной территории, зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспореноПроблеме выбора надлежащего способа защиты права в настоящем случае посвящено Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в п.п. 58, 59 которого разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.В соответствии со ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.Следовательно, заявителем выбран ненадлежащий способ защиты своего права. Земельный участок, на который заявляет свои права заявитель, в действительности не является имуществом общего пользования ТИЗ «Ново-Васильевское», отнесен к категории земель поселений и в соответствии со ст. 16 ЗК РФ находится в неразграниченной государственной собственности. К данному земельному участку относятся, в частности, улицы деревни Васильевское, которые являются единственным путем доступа граждан к принадлежащим им земельным участкам и жилым домам.Таким образом, при удовлетворении настоящих требований будут нарушены права и законные интересы третьих лиц, которые в установленном законом порядке обладают 10 97_1175267зарегистрированным правом собственности на земельные участки, находящиеся на испрашиваемом заявителем земельном участке.С учетом вышеуказанных обстоятельств, доводы заявителя, касающиеся местоположения спорного земельного участка, а также то, что его права и законные интересы нарушены бездействием Администрации по вопросу о бесплатной передаче в его собственность земельного участка общей площадью 3,6 га (внутренние дороги, переулки, пожарные пруды, детская площадка, место под трансформатор, место под площадку для сбора мусора), относящийся к имуществу общего пользования товарищества, расположенный по адресу: Московская область, Волоколамский район, Чисменское с/п, севернее д. Васильевское, которое в настоящем случае не имело места, являются необоснованными.Отсутствие доказательств нарушения оспариваемым бездействием прав и охраняемых интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по мотиву невыполнения одного из условий, определенных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия , должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.При таких обстоятельствах, исходя из предмета заявленных требований, арбитражный суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований ТИЗ «Ново-Васильевское» необходимо отказать.Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд РЕШИЛ:В удовлетворении заявленных требований отказать.Решение может быть оспорено в установленном законом порядке в Десятом арбитражном апелляционном суде. Судья Е.А.Неяскина